Тема самоотречения, отказа от «Я» (эго, личности), очень интенсивно муссируется в индийских ашрамах, где взаимоотношения основаны на служении учителю или духовному лицу, стоящему на более высокой ступени иерархии. В индийской традиции принято служить гуру, следовать указаниям учителя и исполнять его, а не свою волю. Считается, что через подобную «карма-йогу» человек обретает духовные заслуги, внутренне совершенствуется и развивается. Такой вариант взаимоотношений охотно принимают российские последователи индийских традиций, веря, что именно это и есть духовное развитие.
Попробуем разобраться в понятии служения, и прежде всего — самоотречении, отказе от «Я» как основы служения.
Идея отказа от «Я» идет из глубокой древности. Она присутствовало в древних обрядах и священных текстах Египта, в которых отождествлялось с опытом, поступками, совершенными человеком в жизни. Местом этой индивидуальной памяти считалось сердце. После смерти человеку удаляли сердце и заменяли его на священного жука-скарабея, чтобы сердце не свидетельствовало против человека, не воспроизводило содержимое его памяти на суде, когда его душа предстанет перед богами.
В этом усматривался главный смысл отказа от «Я» — некое ухищрение человека избежать посмертного наказания за совершенные в жизни ошибки.
С позиции йоги, «Я» (эго) — это центр системы человека, вокруг которого формируются и группируются его поведенческие и психологические программы. Эти программы составляют личность человека. И отказываться, подавлять, избавляться от этого внутреннего центра бессмысленно.
От этого человек потеряет очень важную часть структуры своей системы, без которой он не будет способен ни творить, ни созидать, ни любить по-настоящему. Цель развития человека заключается не в отказе, не в подавлении, а воспитании и преобразовании низшей природы — личности, эго — в более духовное «Я».
«Я»-личность подобно ребенку — вначале незрелое, необученное, его необходимо развивать, обогащать знанием, опытом, выращивать до состояния разумности, мудрости, которое позволит выйти за пределы детской ограниченности, освободиться от незрелости без революционных разрушений и стать способным вмещать в себя полноту всей жизни, что даст новую форму взаимодействия с собой и миром.
Замена индивидуального «Я» на чужую волю извне убивает в человеке возможность реальной трансформации и развития.
Программы слепого, бездумного подчинения другому человеку (гуру, учителю, неважно кому), которые прописываются в том же «Я», отсекают человека от индивидуального источника, соединяющего его с «волей божьей», источником силы, высшим «Я», перенаправляя её тому, кому человек подчиняется.
И такое служение целиком зависит от произвола гуру, его порядочности, добросовестности, и не имеет ничего общего с духовным развитием.
В буддизме служение выражено обетом бодхичитты — духовная практика, которую проводят не для собственного освобождения, а для того, чтобы иметь больше возможностей помочь всем живым существам получить освобождение.
В этом случае служение — продукт любви и потребности помогать кому-то.
Служение как идея ума, по указке и принуждению, не способно развить любовь в человеке. Эта способность не вызревает в насилии над собой, и идейная любовь не есть настоящая, о которой говорил Иисус.
Посвятить самое дорогое, что есть у человека — жизнь — служению, именно так распорядиться отпущенным временем — это выбор человека. И если это выбор сознательный, продиктованный состоянием естественной потребности в том, чтобы помогать людям, больным детям, старикам, экологии планеты и т.д. — это настоящий акт служения.
Только такое служение обогащает человека и мир, в котором он живёт, ибо он привносит в него не насилие и агрессивное «добро с кулаками», а состояние естественной гармонии, мира и любви.
А любовь — продукт полноты человеческой души, а не её ущербности, толкающей человека цепляться за идею как за спасительную соломинку, и фанатично пытаться причинить добро миру. Такое добро имеет обратную сторону — именно оно мостит дорогу в ад.
Прежде чем служить человекам, нужно человеком стать и его превзойти. Служение Иисуса и его жертва были не из ущербности, а из полноты, из осознания себя единым с «отцом небесным», и выполняющим его волю как потребность собственную, продиктованную воплощенной в нем любовью.
Читайте также:
Да просто жить интересней когда в себя веришь и погружаесья и открываешь по крупицам.
духовный путь трудный, и легко оступиться с него впав, например, в духовный материализм.
Учитель тот, кто увидев в ученике несознательное отступничество, сможет направить его в верную строну, и только!